персональный сайт  

Мосорова Надежда Никаноровна  

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Логин:
Пароль:

Отчеты о конкурсах, конференциях, симпозиумах

Уважаемые студенты и посетители, при использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.

 

МЕЖДУНАРОДНАЯ 

НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

"КАРТИНЫ МИРА:

 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ И ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СТРОЙ"

V-Е ЛОЙФМАНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ

 
____________________________________________________________

 

МЕЖДУНАРОДНАЯ 

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

МЕЖДУНАРОДНОЙ АССОЦИАЦИИ

УНИВЕРСИТЕТОВ И КОЛЛЕДЖЕЙ ДИЗАЙНА, ИСКУССТВА И МАСС-МЕДИА

"CUMULUS":

 "ДИЗАЙН, БИЗНЕС И ОБЩЕСТВО.

 ГРАНИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ"

 

 

Сборник тезисов выступлений на 

Международной научно-практической конференции

Международной ассоциации

университетов и колледжей искусств,

дизайна и масс-медиа

 "CUMULUS" 
 
 
 
 
 
 
 
 
Автор сайта благодарит всех организаторов конференции за возможность участия и открытого, демократического обсуждения интересующих преподавателей и бизнесменов вопросов: Президента Международной ассоциации университетов и колледжей искусств, дизайна и масс-медиа "CUMULUS" Кристиана Гельерина; Представителя от правительства Свердловской области; Представителя от Посольства Финляндии в Москве; Ректора Уральской Государственной архитектурно-художественной академии Сергея Павловича Постникова; Профессора "Международной ассоциации университетов и колледжей искусств, дизайна и медиа "CUMULUS" Раймо Никканена; Президента Союза  дизайнеров России Юрия Владимировича Назарова; Вице-президента Союза дизайнеров России Владимира Борисовича Санжарова; Вице-президента фирмы"MARTELA" (Финляндия) Вели-Матти Саво; Представителя фирмы "ALA Architects,LTD." (Финляндия); Председателя Совета  главных  инженеров Свердловской области, главного  инженера  "НПО Автоматика" Леонида Николаевича Шалимова; Начальника отдела дизайна ОАО "Уральский оптико-механический завод" Сергея Шашмурина; Профессора Уральской государственной архитектурно-художественной академии Валерия Георгиевича Гафурова; Профессора Уральской государственной архитектурно-художественной академии Виктора Александровича Брагина; Декана факультета искусств и дизайна Уральской государственной архитектурно-художественной академии Елену Петровну Постникову; Заведующего отделением графического дизайна Свердловского художественного училища им. И.Д.Шадра Максима Михайловича Крюкова; ректораТюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий Геннадия Васильевича Вершинина , а также ведущих специалистов МАРХИ - Московского архитектурно-художественного института (академии) Ларису В. Желондиевскую и Веронику Е. Барышеву за взаимный интерес к судьбе отечественного высшего образования и стремление продолжить нашу очень краткую беседу.
 
Вопросы: 1. (Л.Н.Шалимову): "Как осваивает руководство НПО "Автоматика" идею нанотехнологического будущего профессии проектировщика?" 2. Дэвиду: "У американского философа С.Хантингтона есть книга под названием "Столкновение цивилизаций", в которой он развивает идеи многополярного мира и говорит, что все человеческие цивилизации хороши, но в обозримом будущем передовыми технологиями и космосом будут заниматься американцы (цивилизация американцев). Вопрос: Ваше мнение: остальные (представители других цивилизаций) не способны, не хотят или их необходимо ограничивать?" 3. (Вопрос ко всем иностранным гостям): "Кто-нибудь из иностранных гостей конференции может рассказать о государственных образовательных стандартах по дизайну в Финляндии, Англии?" 

 

Тезисы выступления на Международной научно-практической конференции Международной ассоциации университетов и колледжей искусств, дизайна и масс-медиа "CUMULUS" доктора философских наук, профессора УралГАХА Н.Н.Мосоровой
"Государственные образовательные стандарты по дизайну: парадигмальный сдвиг или недоразумение"?

 (См. также "Материалы международной конференции "CUMULUS", УралГАХА, Екатеринбург, 2012, С. 59-61)

 
Эта небольшая статья ставит своей задачей рассмотреть лишь один фрагмент текста «Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 072500 дизайн (квалификация (степень) бакалавр)». (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2009 года, № 780). Текст Стандарта размещен на сайте Академии: http://www.usaaa.ru. Дата обращения 12.07.2012 года. Приведем тот фрагмент, который вызывает повышенный интерес:

 «Пункт 8.6. Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы). Государственный экзамен вводится по усмотрению вуза.
 

Требования к содержанию, объему и структуре бакалаврской работы, а также требования к государственному экзамену (при наличии) определяются высшим учебным заведением».

 
«Государственный экзамен» - это тот раздел образовательных стандартов, который в аналогичных документах стран «Болонской конвенции» имеет название «Обязательный лицензионный экзамен» и состоит из пяти-шести разделов, включая в себя дисциплины, приоритетные для данной специальности: «Инженерные системы и оборудование»; «Материаловедение»; «Конструкции». Материалы к «обязательному лицензионному экзамену» содержат, как правило, свыше пяти сотен вопросов и предполагают затраты времени в работе «on line» до трех часов. Этот экзамен нельзя отменить или заменить его содержание, к примеру, дисциплинами гуманитарного цикла. Компетенции, указанные в «обязательном лицензионном экзамене», определяют круг профессиональных возможностей специалиста и утверждают самого  дизайнера в роли лидера научно-технического прогресса.
 
Назовем дисциплины, выдвигаемые в центр внимания отечественных (не обязательных! – см. «Стандарт») «лицензионных экзаменов» (т.е. «государственных» и «интернет-экзаменов»): «Культурология»; «Политология»; «Философия»; «Право»; «Социология». Лицензирование по дисциплинам, не профильным для профессии                          означает, что архитектурная академия выпускает культурологов, политологов, философов, правоведов, социологов? Названные дисциплины никогда не содержали информации, призванной обучить искусству проектирования предметных систем. Удивительный парадокс должен быть осмыслен всеми заинтересованными сторонами образовательного процесса. Что это? Парадигмальный сдвиг в самой сущности дизайна как искусства создания визуализированных, материальных миров для современного человека от вопросов науки и техники в сторону морали и теологии? Или это просто недоразумение?
 
Работа выполнена в рамках исследования «Современные тенденции развития архитектурного и дизайнерского образования в странах Запада (Западная Европа и Соединенные штаты Америки). Социально-философские аспекты» по поручению ректора Уральской государственной архитектурно-художественной академии С.П.Постникова под руководством советника ректора УралГАХА, доктора философских наук, профессора, Заслуженного работника высшей школы Российской Федерации А.М. Мосорова. Полный текст «Аналитической записки ректору» см. персональный сайт профессора Мосоровой mos-philosophy.ucoz.ru
  
 
 
Yekaterinburg Ural State Architecture and Art Academy 
Ph.D., Associate Professor Professor of Social Sciences 
Mosorova N. 

State education standards for the design: paradigm"s shift or  misunderstanding?
 
This short article aims to study only one piece of the text «Federal State Education Standard of Higher Education in the direction of training 072500 «design» (qualification (degree) of Bachelor)» (Approved by the Ministry of Education and Science of the Russian Federation in December 22, 2009, № 780). Standard text posted on the website of the Academy. E-mail of Ural State 
Architecture and Art Academy: http://www.usaaa.ru. Here is one fragment, which causes our increased interest. Quote this text: 
 «Item 8.6. Final state attestation includes the defense of the final qualifying work (Bachelor project). The state exam is introduced at the discretion of the university. 
Requirements for the content, scope and structure of the Bachelor project and the requirements for the state exam (if any) determined by the institution of higher education». 
«State exam» - is the part of educational standards, which has similar documents in «Bologna Convention». It names «invariable licensing examination» and consists of five or six sections, including a discipline, main for the design profession, the priority for the profession: «Engineering Systems and Equipment», «Constructions», «Materials». The «invariable licensing examination» contains, as a rule, over five hundred questions and suggests the time spent in work on the computer «on line» nearly two or three hours. This exam can not be canceled or replaced by its contents, for example, humanities disciplines. Scientific knowledge of the «licensing examination», determine the range of specialist professional capacity of designer and determine the designer himself as the leader of the scientific and technical progress.
Let’s call these disciplines, put forward in the national, Russian «licensing examination» (i.e. «State exams» and «on-line exams»), (not important! - See the «Standart»): «Cultural Studies», «Politics», «Philosophy», «Lagislation low», «Sociology». These disciplines of licensing items, not specialized for the professional designer, means that the Academy produces the culture experts, political scientists, philosophers, jurists, sociologists? The above named subjects will never contain information studied to design (to project) the art of designing systems of material subject. The amazing paradox has to be comprehended by all stakeholders of the educational process. What is this? Paradigmal shift in the nature of design as an art of creation visualized and materialized worlds for a contemporary man? Is it movement from science and technology toward the idea of morality and theology? Or is it just a misunderstanding?
Work performed as part of the study, «Modern trends in architectural and design education in Western countries (Western Europe and the United States of America): Social and philosophical aspects» performed on behalf of the Rector of the Ural State Academy of Architecture and Art S..P..Postnikov under the guidance counselor Rector, Ph.D., Professor, Honored Worker of Higher School of the Russian Federation, A.M. Mosorov. Full text of «Analytical note for Rector» available on the web-site: mos-philosophy.ucoz.ru
  
___________________________________________________________

 

 

 

МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
С ПРАВАМИ СЪЕЗДА
"ПСИХОТЕРАПИЯ, ПСИХОАНАЛИЗ, ПРАКТИЧЕСКАЯ
И КОНСУЛЬТАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - СЕГОДНЯ"
31 ОКТЯБРЯ 2012 Г.
 
Автор сайта благодарит всех организаторов "Межрегиональной научно-практической конференции с правами съезда "Психотерапия, психоанализ, практическая и консультативная психология - сегодня" за возможность участия, интересные доклады и за прекрасную организацию эпохального события в жизни сообщества отечественных профессиональных психологов: Вице-президента Всемирного Совета по психотерапии, председателя Совета по психотерапии, профессора РМАПО Виктора Викторовича Макарова; Вице-президента ППЛ, профессора РНПЦ МСПН Александра Лазаревича Каткова; Главного психотерапевта Министерства здравоохранения Свердловской области Михаила Григорьевича Перцеля; Члена Совета по психотерапии РФ Марка Евгеньевича Сандомирского; Действительного члена ЦС ППЛ Марину Николаевну Рудную.

 

    

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ УРАЛГАХА
к участию в межрегиональной научно-практической конференции 
"Психотерапия, психоанализ, консультативная психология - сегодня"
"Философско-психологические аспекты дизайнерского проектирования: экзистенциальная философия ХХI века (мир, человек, общество, истина, государство, бог).
Тексты-размышления на темы:
1. Не товар, а психологическое вознаграждение
2. Избыточное разнообразие товаров как причина психологического дискомфорта и психических заболеваний; 
3. Личный имидж: дизайн и психология; 
4. Психология "живого" и "неживого" пространства; 
5. Психология и дизайн - детям; пенсионерам; людям "особых категорий"; 
6. Психология лжи: реклама, имидж, индастриал дизайн, дизайн одежды; 
7. Дизайн и проблемы личной психологической безопасности; 
8. Дизайнерские аспекты Интернет-зависимости.
 
Ключевые слова: внушение, манипуляция, эмоции, цвет, иллюзии, соучастие (партисипация), оценка. критика, психодизайн, маргинальный дизайн, мимолетный дизайн, антидизайн.
 
ПСИХОАНАЛИЗ И ДИЗАЙН: 
АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Психоанализ – это совокупность научных идей о природе человеческого разума и методов терапевтического воздействия на сознание человека. Автор психоаналитической науки – австрийский психиатр Зигмунд Фрейд (1856 г. – 1939 г.) создает свое философско-медицинское учение как результат обобщения длительного личного опыта работы с больными психиатрической клиники. Психоанализ – система философских умозаключений и медико-терапевтическая процедура предлагает для научного осмысления сферы бессознательного в психике человека, а также актуализирует идеи пансексуализма в качестве стержня всего человеческого существования. 

Структура психики, по Фрейду, - это единство и взаимодействие трех ее уровней:  «ид» («оно») – сфера инстинктов, генетически обусловленных влечений и действий; «эго» («я») – та область психического,  которая осознается человеком  как актуальное содержание его личности, вступающее в контакт с окружающим миром; «супер-эго» («сверх-я») – это те мотивы и регуляторы поведения, истоком которых является мораль, религия и другие «надстроечные» системы. Фрейд вводит в психологию понятие бессознательного – особых психических сил, управляющих поведением человека, но не осознаваемых им как существенные. Фрейд детализирует и уточняет метод гипноза; разрабатывает метод свободных ассоциаций и герменевтического (интерпретирующего) прочтения источников конфликтной проблемы (материалов сновидений); вводит понятие «Эдипова комплекса»; комплекса неполноценности; описывает две главенствующие психические силы –  «эрос» (влечение к наслаждению, увлеченность самой жизнью) и «танатос» (агрессивные импульсы разрушающей все энергии). Научное и общественное признание колоссальной роли сексуальности в жизни человека и всего человечества – несомненная заслуга австрийского психиатра.

Дизайн – новая профессия. Основная задача дизайна определяется как задача по адаптации продукции массовых индустриальных технологий к особенностям человеческого тела и духа. На деле дизайн, по замыслу его первооткрывателей, должен вносить в предметное окружение человека такие его характеристики, которые традиционно оказывались вне зоны внимания других специалистов по вещам и техническим системам. Технологи, конструкторы и материаловеды до появления дизайнеров успели спроектировать и выпустить массовыми тиражами почти все разновидности  вещей повседневного пользования, общественного и индивидуального транспорта, мебели, а также целый спектр объектов дизайна архитектурной среды и ландшафта. К моменту появления на мировой арене «новых профессионалов» население передовых индустриальных стран располагало в своем индивидуальном пользовании утюгами, холодильниками, электрообогревателями, телефонной связью,семейными автомобилями, мебелью из ценных пород деревьев и весьма респектабельными моделями массово выпускаемой одежды из натуральных материалов.

Точные даты учреждения первых дизайнерских вузов, студий и конструкторских бюро известны и зафиксированы в профессиональной литературе о дизайне и в опубликованных архивных материалах. Россия. 1920 год. В.И.Ленин подписывает декрет об учреждении ВХУТЕМАСа (Высших художественно-технических мастерских) – ВХУТЕИНа  (Высшего художественно-технического института). В Соединенных Штатах  1930-й  -  год выхода страны из «Великой депрессии» 1929 года. Правительство Ф.Рузвельта объявляет о широких возможностях получения дизайнерского образования и трудоустройства дизайнеров на вновь открывающихся промышленных предприятиях. Приостановка заводов и фабрик, занятых выпуском товаров для народа, имела целью масштабное технологическое переоснащение производства на базе новых принципов организации труда, нового оборудования и новых (дизайнерских) вариантов продукции. Конкуренция с европейскими производителями предопределяет темпы и качество. Дизайнер становится героем «перестройки». Именно дизайнерское участие в проектировании и массовом производстве товаров должно стабилизировать спрос на американские товары, вывести страну на мировой рынок, а национальную промышленность из депрессии. Были и другие цели у масштабных преобразованийамериканскойэкономики в 30-е годы ХХ века, но официальный, народный вариант широко освещается в СМИ, обильно финансируется, обеспечивает рабочие места и учреждает высокий статус новой профессии проектировщика – специалиста по эргономическим и эстетическим качествам предметного мира.

  Сверстники века. Дизайн и психоанализ появляются на мировой арене почти одновременно. Чуть больше ста лет первым публикациям о природе бессознательных влечений и первымассоциациямдизайнеров в Европе, России и Америке. Гениальность Фрейда состояла в том, что он первым подает концепцию пансексуализма так, что ее можно обсуждать, пересказывать и озвучивать в университетских аудиториях.

    Для большинства людей учение Фрейда остается закрытым. Пассивная личная познавательная позиция и высокая активность сил изнутри и снаружи, функционирующих на уровне «ид» и направленных на человека, предопределяют и поведение, и образ жизни. Стремление к внешней привлекательности – типичная поза пассивного наслаждения («эрос») дополняется экстенсивным потребительством – силой вторжения и захвата («танатос»). Дизайнерское эмоциональное звучание окружающего предметного мира призвано обеспечивать комфорт и релаксацию. Дизайн знаменует собою триумф эроса и свободу от излишней энергии танатоса. Если попытаться взглянуть на психоанализ и на дизайн как на возможное синтезирующее единение науки и реальной жизни, то мы можем обнаружить удивительные откровения, интересные как для одной (дизайн), так и для другой стороны (психоанализ). Взгляд психоаналитика на жизненные (потребительские) траектории человека вдруг обнаруживает, что человек зачастую не в состоянии управлять своей жизнью посредством разума. А сам разум как будто специально показывает, что «он не единственный хозяин в собственном доме». Неосознаваемые психические силы управляют поведением человека, его душой и телом. В повседневной жизни индивидуальный контроль глубинных бессознательных процессов почти или вообще отсутствует. Человек в столкновении с внешними силами координирования и приучения оказывается не столько свободным творцом своей экзистенции, сколько жертвой экзистенциальных сценариев, событийное и вещественное наполнение для которых выполнено извне по проектам неофрейдизма ХХI века.
 

Размышления о профессии как о сложном и не однозначном явлении социальной жизни  – предмет философии. Не всегда философский контекст дизайн-деятельности достаточно усердно разрабатывается самими проектировщиками. Судя по свежим публикациям,  сами дизайнеры сегодня склонны рассматривать дизайн  как вид декоративного искусства.  
 

Дизайн - это просто! -заявляют авторы веб-страничек, обучающие мастерству искусного колориста, умело подбирающего цветовую гамму для уже готового интерьера. Философская пустота профессиональной мысли может заполняться  извне конъюнктурными концепциями маркетологов, специалистов по «брендингу», «драйвингу» и «трендингу». Можно с интересом и уважением рассматривать и этот вариант дизайнерской теории, если бы при этом не страдали люди.

О мертвых и покалеченных принято говорить хорошее или не говорить ничего. Средства массовой информации с удовольствием цитируют статистические материалы, повествующие о ежегодном количестве смертей на дороге, о численности жертв бытового и производственного травматизма, называют среди пострадавших от плодов техногенной цивилизации и людей с ущербной психикой – новый дизайн-продукт эстетического потребительского психотерроризма (особых методик сознательного вмешательства в жизнь человека, вызывающих агрессию, повышенную покупательскую активность, неадекватные поведенческие реакции)...

Полный текст "Психоанализ и дизайн: аспекты взаимодействия" см. страничку "Каталог публикаций".


...Читать далее...

 

 

Поиск

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Философские ресурсы

  • Институт философии РАН
  • Российское философское общество
  • Институт научной информации по общественным наукам
  • Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН
  • Институт социологии РАН
  • Институт психологии РАН
  • Межведомственный суперкомпьютерный центр РАН
  • Институт европейских культур
  • Санкт-Петербургский Центр истории идей
  • Американская Философская Ассоциация
  • Ephilosopher
  • Научный Совет РАН по методологии искусственного интеллекта
  • Industrial Designers Society of America
  • Союз дизайнеров России
  • Союз архитекторов России
  • Союз художников России